ЗДЕСЬ НАШИ КОРНИ, ЗДЕСЬ НАША ЗЕМЛЯ

ЗДЕСЬ НАШИ КОРНИ, ЗДЕСЬ НАША ЗЕМЛЯ

По берегам реки с причудливым названием Биллекылыс, у подножия гряды невысоких холмов, вытянутых с юга на север, уютно расположилась старинная деревня башкир рода меркит-мин1 Мурадым. На одной из возвышенностей, на виду у всей деревни высоко к небу вознесен серебристо-светлый истребитель. У основания этого необычного памятника написаны имена двух отважных сыновей меркит-минских и уршак-минских деревень, которые навсегда вошли в историю авиации страны. Это уроженцы деревень Мурадым и Усманово Аургазинского района Гали (Галимьян) Ишмурзин, первый военный летчик из башкир, прославившийся в предвоенные годы на посту начальника Школы военных летчиков Центрального Совета Осоавиахима БАССР, под руководством которого была подготовлена целая плеяда кадров для авиации страны, и Мударис Акбулатов, так же, как и Гали Ишмурзин, майор авиации, летчик-испытатель, служивший в рядах ВВС уже в послевоенные годы. Мурадымовцы соорудили памятник в 2003 году, тем самым достойно отметив 100-летие со дня рождения своего знаменитого односельчанина Галимьяна Мухаметьяновича Ишмурзина. Думаю, что не случайно именно из этой отдаленной деревни, затерявшейся в степных просторах в самом центре Башкортостана, вышел человек, ставший первым в республике покорителем воздушных просторов. Название рода, меркит, по одной из версий, восходит к наименованию священной птицы беркут (бµркµт), способной одним крылом прикрыть луну, другим же — солнце (Нєґершина Ф. Рухи хазиналар: Асылык‰л, Дим, ¤ршєк буйы башљорттарыныњ фольклоры. ¤фµ, 1992, стр. 9). Согласно китайским хроникам, меркиты поклонялись птице Бир-кут баба, одним глазом видевшей прошлое, другим — будущее, поэтому изображали ее на своих знаменах условно —двуглавой. Есть и другая версия, согласно которой этноним происходит от слова мэргэн, которое означает «меткий стрелок», в то же время оно имеет и значения «предсказатель», «ясновидец», «человек, не допускающий ошибок», «рассудительный» (Ангархаев А.Л. Этимологическое исследование древнемонгольских онимов. Наука: Новосибирск, 2003, стр. 69).
Мурадым — одна из основных, корневых деревень меркит-минцев, расселившихся небольшой, но компактной группой в самом центре республики — в Аургазинском и частично Альшеевском и Стерлитамакском районах. 
Род меркит-мин — результат смешения предков собственно минцев и тюрк¬ских племен меркит, появившихся в Предуралье до III века — нашествия гуннов. В отдаленном прошлом меркиты представляли собой довольно крупное родоплеменное объединение и в последующем пережили много трагических потрясений в своей истории. Первоначально они обитали в Южном Забайкалье. Меркиты первое крупное поражение потерпели в начале III века от набиравших силу гуннов. После этого меркиты разделились на северных и южных, северные меркиты ушли на запад и под напором гуннов дошли до Предуралья и положили начало автохтонному развитию меркит-минцев как результат смешения с собственно минцами и местными племенами финно-угров. Внешне меркит-минцы абсолютно идентичны остальным минцам и представителям других западных башкирских родов. Здесь следует отметить, что древний ареал формирования минцев находился в самых северо-западных районах исторического Башкортостана — по берегам рек Зай, Мензеля, Сюнь, Актаныш и в низовьях Ика, где до сих пор живут ик-минцы, сарайлы-минцы и представители других минских родов. Вскоре они, мигрируя на юг, освоили огромную территорию вдоль рек Чермасан и Кармасан, Дема и Уршак, по берегам озера Асылыкуль, в верховьях и среднем течении Ика, по нижнему течению Караидели и сгруппировались вокруг географического центра края — места впадения рек Дема и Караидель в реку Агидель, в то же время сохранив за собой и первоначальный центр формирования — места впадения рек Ик, Зай, Мензеля и Агидель в Каму. Исключительно важно то, что минцы продвигались, осваивая новые территории, на юго-восток, включая в свой состав новые племена, в том числе интересующих нас меркитов. К этому моменту они уже ассимилировали соприкасавшиеся с ними финские племена (которые следует отличать от угров, контактировавших, например, с юрматинцами и табынцами). Генетические исследования (например, Э.К.Хуснутдиновой и других ученых) подтверждают это, особенно в части женских генов. Археологические данные (наличие керамики и т.п.) подтверждают оседлый образ жизни населения региона, преимущественно относящегося к абашевской культуре, двигающейся на восток.
Таким образом, меркит-минцы, как и остальные минские рода, сформировались как автохтонное население края, а свой этноним получили от своей отличительной составной части — северных меркитов, пришедших под напором нашествия гуннов из Южного Забайкалья.
Что касается южных меркитов, или кара-меркитов, то они впоследствии рассеялись на большой территории от Байкала до Каспия и Причерноморья. В период до возвышения Чингисхана они жили на просторах Забайкалья, в среднем течении реки Селенги, в районе впадения в нее реки Орхон, «но после того, как они были разбиты Чингисханом, остатки их ушли вниз по течению реки Селенги» (Ангархаев А.Л. Указ.соч., стр. та же). Меркитыимели в то время письменность на основе рунического алфавита. «Монголы воевали с остатками меркитов с 1182 года и в 1208 году вытеснили их в долину Иргиза2 , обитавшие там куманы приняли беглецов, тем самым став врагами монголов. В 1216 году монголы истребили остатки меркитов и вступили в войну с куманами, которая им была совсем не нужна», — пишет о трагедии меркитов в эпоху монгольских завоеваний Л.Н.Гумилев в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» (М.: Айрис Пресс, 2004, стр. 429) и там же в сноске со ссылкой на Г.Е.Грумм-Гржимайло добавляет: «Имеется в виду только правящая семья, члены коей были казнены. Остальные меркиты были рассеяны по всей Монгольской империи и встречаются у телесов, телеутов, киреев, торгоутов…» Однако трудно поверить в снисходительность полководцев Чингисхана по отношению и к рядовым членам ненавист¬ного им племени. Это было жестокое сражение, в ходе которого погибли многие тысячи меркитов. С этого времени они, как и найманы, кераиты, фактически сошли с исторической арены и надолго были забыты. Но, к счастью, часть меркитов, войдя в состав многочисленного родового объединения минцев, уцелела среди башкир и сохранила себя как одно из самобытных этнических подразделений. Во времена Чингисхана меркит-минцы получили свою тамгу, оран, тотемное дерево и птицу — это значит, что к тому моменту род уже полностью сформировался, ассимилировав меркитов и финские племена. При этом костяк рода составили, конечно же, собственно минцы. 
Основные тамги меркит-минцев: (љабырѓа, љойошљан, арљысаљ, баѓан, љапља, hєнєк, љаґаяљ).
Профессор Р.Г.Кузеев отмечал в свое время наличие небольших групп меркитов также в составе узбеков, киргизов, ногайцев, алтайцев, других тюрк¬ских народов. Далеко на западе, в Крыму, этноним сохранился в географических названиях Меркит, Кара-Меркит. (Происхождение башкир¬ского народа. М.: Наука, 1974, стр. 311, 468—469). Действительно, произошло рассеяние некогда сильного племени среди целого ряда народов, особенно тех из них, которые проживают в регионе Средней Азии. 
Меркит-минцы отчетливо пронесли сквозь века в своей памяти предания об Урадас-бие (Урдас-бие) с тысячью стрелами (всадниками). В 60-е годы прошлого века мне самому довелось записывать из уст меркит-минских стариков рассказы о его героических деяниях. В башкирской исторической науке принято считать, что Урадас-бий проявил героизм в каком-то из сражений, оставшись с войском с тысячью стрелами (всадниками) — отсюда его имя «Мењ hаґаљлы (hайґаљлы) Урґас (Ураґас) бей» — Урадас (Урдас)-бий с тысячей стрел (колчанов) или всадников. (Башкирские шежере. Уфа, 1960, стр. 190—191). Меркит-минцы также находились под началом Урадас-бия совместно с другими минскими родами. Этим можно объяснить то, что они, как и другие минские рода, хранят в своей памяти легенды о нем.
Следует отметить: в родословной современных минцев Урадас-бий приходится им далеким предком в тридцатом колене. В них от Урадас-бия до Канзафар-бия, возглавившего минцев в период присоединения к России в 1554—1555 годах, по данным известного краеведа Р.Г.Курбангулова, насчитывается 10—11 поколений. А вот самому Р.Г.Курбангулову Канзафар-бий приходится предком в 17-м, его внукам — в 19-м колене (Второй Всемирный Курултай башкир. Стенографический отчет. Уфа, 2002, стр. 484—486).
Одна из первых деревень меркитов, по названию рода, получила наименование Меркит. История старинных меркит-минских деревень Мурадым, Турсагазы (в официальных справочниках — искаженное Турсагали), Усьбеляш (официально — Усть-Белишево), Итикеево и др. восходит именно к этим годам. В это время они, составляя единое поселение, проживали в окрестностях большого озера Аккуль (Белое).
Минцы во главе с Канзафар-бием зимой 1554—1555 годов ездили в Казань к наместнику Ивана Грозного для переговоров об условиях союза с Русским государством. В 1555—1556 годах посланцы башкир были приняты царем Иваном Грозным и получили жалованные грамоты, закрепляющие право на вотчинное владение занимаемыми ими землями. В 1664 году деревня Меркит относилась к Минской волости Ногайской дороги. В 1667 и 1671 годах произошло важное событие в жизни башкир-минцев: тогда предводители во главе с князем Янбахты совершили поездку в Москву и обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой о разделе принадлежащих им земель между одиннадцатью родами. Так появились два ценнейших документа, первый из которых представляет собой копию жалованной грамоты Ивана IV, выданной башкирам-минцам в середине XVI века, подтверждавшую их вотчинное право на свои земли. Второй документ, датированный 7179 (1671) годом, известен в исторической литературе как «Раздельное письмо башкир-минцев царю Алексею Михайловичу» и опубликован в 1960 году профессором Р.Г.Кузеевым в книге «Башкирские шежере». Из этих документов видно, что царь удовлетворил просьбу башкир и дал грамоту на раздел земли между одиннадцатью родами родового объединения мин (Кулбахтин Н.М. Жалованная грамота Ивана Грозного минским башкирам //Вестник Академии наук РБ. 2007. Том 12, №1, стр.72; он же. Жалованные и оберегательные грамоты московских царей башкирам. Плакат. Уфа, 2007). Мой дед по матери, указной мулла деревни Мурадым Харрас Ахсанович Смаков, выпустивший в 1917 году небольшой свой труд «История башкир-вотчинников» («Fасаба башљорттарґыњ тарихсаhы») в Стерлитамакской типографии «Нур», писал, что эта грамота была написана напергаменте в Московском императорском дворе и «в подтверждение тому выдана копия с ее настоящего подлинника». Согласно жалованной грамоте, минцы признавались единственными полноправными хозяевами обширных земель в бассейнах рек Дема, Уршак, по берегам озера Асылыкуль, в верховьях Чермасана, Кармасана, Мензели, Ика, Сюня, Актаныша, по нижнему течению Караидели и прилегающих земель вдоль Белой и Камы. Признавалось также, что город Уфа находится на их исконной территории. Среди одиннадцати предводителей минских родов от рода меркит-мин поездку в Москву совершил Аккунда Акманов. В упомянутом выше «Раздельном письме башкир-минцев царю Алексею Михайловичу» детально описаны владения каждого из одиннадцати минских родов после раздела их земель между собой. Для меркит-минцев это описание выглядит следующим образом: «А Аккунда Акманов взял с Турсагалинских вершин и до устья прямо [с Кундузлинского устья] с Ургазы3 с Кундузлинским озером промежду двух лесов до Узянского каменного броду и которые впали в Белую реку с малыми речками, а впадающие в Уршак реку в малыя речки не вступать … Да еще я, Аккунда Акманов сын, взял реку Уршак с вершины с лесом Муилом». Завершается раздельное письмо такой своего рода информацией о размере ясака, который в то время платили минцы Русскому государству. «И ныне платим в Вашу, Великого Государя, казну ясаку 171 куницу, 18 батманов меду», — пишется в нем и сообщается: «Писано в Москве 7179 году февраля 9 дня» (Раздельное письмо башкир-минцев царю Алексею Михайловичу // Башкирские шежере. Уфа, 1960, стр. 224).
Описанная выше территория и в наше время соответствует территории расселения башкир меркит-минского рода. На современной карте Башкорт¬остана меркит-минские земли соответствуют территории Аургазинского и частично Альшеевского, Стерлитамакского, Гафурийского районов. Здесь чересполосно с башкирами в течение последних трех столетий расселились русские, мишарские, татарские, чувашские, украинские, мордовские деревни и села.
До 30-х годов XVIII века основное поселение меркит-минцев — деревня Меркит (Меркитова) располагалась на берегу озера Аккуль (Белое), там, где ныне находится деревня Антоновка Гафурийского района. Именно здесь меркит-минцы в 1735 году пережили еще одну трагедию в своей истории. Это связано с началом Оренбургской экспедиции под руководством И.К.Кирилова, которая привела к очередному восстанию башкир против дальнейшего усиления колониальной политики царизма в Башкортостане. Протестуя против захвата земель меркит-минцев, табынцев, юрматинцев для постройки Табынской крепости, меркит-минцы приняли участие в борьбе против команды И.К.Кирилова. Несмотря на упорство и самоотверженность, повстанцы не смогли противостоять регулярным правительственным вой¬скам. Деревня Меркит, как и десятки других башкирских деревень, расположенных на пути следования экспедиции, была сожжена карателями. Земли деревни были изъяты в пользу казны. Оставшиеся в живых вынуждены были обосноваться в других местах. В шежере деревни Мурадым говорится о том, что их предки после того, как ушли с берегов озера Аккуль, жили некоторое время в местности Ялангас, затем на Мурунсагыле, оттуда переселились на правый берег Уршака выше родника Салкыншишма и, наконец, обосновались по берегам речки Биллекылыс. К ранней поре расселения меркит-минцев в Предуралье может быть отнесено также возникновение деревень Турсагазы, Усьбеляш, Итикеево, Старый Ташбаш и другие. Ташбаш позже вошел в состав вновь возникшего села Султанмуратово как часть поселения, которая называлась «Башкорт осо». Отдельные семьи переехали из Ташбаша в Турумбетово. В него переселились также ряд жителей Мурадыма и Итикеево. А деревня, основанная Турумбетом, вначале находилась на месте современной деревни Дюртюли, которая до недавних пор так и именовалась — Старо-Турумбетово. Турумбетовцы так же, как и мурадымовцы, несколько раз меняли место поселения и в конце концов закрепились на берегах Уршака. В Турумбетово в свое время поселились также выходцы из деревень Сабурово из-под Уфы (современный Уфимский район) и Аб¬драхманово (Стерлитамакский район). Эти сведения я привожу по рукописи бывшей учительницы Турумбетовской средней школы Фархинур Назаровой, переданной мне в 1981 году, и некоторым другим источникам.
Имеется предание о том, что разделение деревень Мурадым и Турсагазы произошло после пребывания их на местности Искеюрт («старое поселение»). В шежере о «старом прадедушке Мурадыме» говорится, что «похоронен он на берегу Уршака ниже той местности, где впоследствии расположились гурьяновцы». А местность эта находится примерно в четырех километрах юго-западнее современной деревни Мурадым, т.е. на том самом правом берегу Уршака выше родника Салкыншишма, о котором было уже сказано, в нижнем конце бывшей мордовско-мокшанской деревни Гурьяновка. (Там, у горки округлой формы, сложенной из красной глины, где и был похоронен старик Мурадым, жители Гурьяновки держали водяную мельницу. Каждую весну они использовали эту глину для сооружения мельничного пруда на реке Уршак. Проходя ежедневно по дороге из своей родной деревни в Мурадым, где мы учились в семилетней школе, в весеннюю пору приходилось видеть, как наши соседи–гурьяновцы без устали трудились на возведении пруда, перевозя на телегах глинистый грунт с той горы. В итоге уровень воды в Уршаке поднимался на протяжении более трех километров, что было безусловным благом и для нашей деревни, расположенной выше по реке).
Бывшая деревня Меркит после переселения на новом месте получила наименование Мурадым по имени походного старшины Меркит-Минской (по некоторым документам Уршак-Минской) волости Мурадыма Сеитмамбетова, который и упоминается в шежере деревни Мурадым как «великий предок» («олуѓ љартатайымыз»).
В этом месте более подробно остановимся на данных о Мурадыме Сеитмамбетове, старшине Меркит-Минской волости. В одно время, как пишет профессор А.З.Асфандияров, он был главой уршак-минцев. Принял участие в восстании 1773—1775 гг. (История сел и деревень Башкирской АССР. Кн. первая. Уфа, 1990, стр.123). По сведениям шежере, у отца Мурадыма Сеитмамбета было три сына — кроме Мурадыма, Исмагил, Кинзекей. У Мурадыма также было три сына: Гадельша, Исламгул, Баим, у Исмагила Сеитмамбетова — два сына: Кутлуй и Кильсура. Большинство родовых подразделений деревни Мурадым являются потомками Мурадыма Сеитмамбетова. Что касается восточных соседей — табынцев, то М.Уметбаев пишет, что они «переселились из Сибирского юрта на земли минцев и за земли расплатились скотом». Здесь речь идет о землях меркит-минцев. Раньше предки меркит-минцев обитали и по реке Стерля. Этот гидроним — Стерля — пришел вместе с древними минцами с берегов Ика, где также имеется рекаСтерля. Гидроним Дим (Дема) также связан с теми же местами — там имеется река Дым, это название с древними минцами пришло и закрепилось за рекой Дим. То же самое можно сказать и о многих других гидронимах.
Большинство меркит-минцев до 70-х годов XIX века занимались преимущественно скотоводством, в небольшом объеме сеяли зерновые. Местом пастбищ мурадымовцев и жителей ряда других деревень рода были живописные берега реки Кизил (Сулы Кизил) у подножия горы Дюрткиль, что на территории современного Альшеевского района. Традиционной отраслью животноводства являлось коневодство. Жители здешних деревень славились, наряду с демскими башкирами, как искусные мастера производства кумыса. В конце XIX века, по мере того, как перестали выезжать на яйляу, занятие земледелием стало развиваться довольно интенсивно. В моей родной деревне Ново-Абдрахманово, например, в первые десятилетия XX века большинство зажиточных жителей занимались товарным производством зерна и сбывали его на рынках близлежащих городов Стерлитамака, Давлеканово, а также Уфы. 
В ходе размежевания земель, проведенного в Меркит-Минской волости в 1890—1899 гг., земля, принадлежавшая роду, была поделена на правах вотчинного владения между следующими двенадцатью коренными деревнями: Мурадым, Мурзагулово, Абдрахманово (Старое и Новое Абдрахманово//Сумар), Абделькаримово (Маянган), Турсагазы, Миннибаево (Дюябаткан), Абдулла (Юлдаш), Итикеево (Новое Итикеево//Дюрттуяк), Ново-Мустафино, Усьбеляш, Турумбетово (Новое Турумбетово), Ташбаш. Эти деревни и села относятся ныне к Аургазинскому (Мурадым, Турсагазы, Абдулла (Юлдаш), Ново-Итикеево, Миннибаево (Дюябаткан), Ново-Мустафино, Усьбеляш, Турумбетово), Альшеевскому (Мурзагулово, Абдулкаримово), Стерлитамакскому (Старо-Абдрахманово и Ново-Абдрахманово) районам. Кроме перечисленных населенных пунктов, в начале XX века возникло немало новых деревень. Некоторые из них сохранились и в наши дни, а в ряде случаев эти в основном малые деревни в советские годы попали в число неперспективных и их жители пополнили население более крупных сел и деревень. Исчезла также деревня Ташбаш. Деревни Старый Мурадым, Новый Мурадым, Валитово объединились в одно поселение под названием Мурадым. Мурадым, Турумбетово, Турсагазы ныне являются наиболее крупными башкирскими населенными пунктами в Аургазинском районе. 
В прошлом башкирские деревни Меркит-Минской и Уршак-Минской волостей, расположенные вдоль по реке Уршак и ее притокам, поддерживали довольно тесные контакты между собой. Положительным фактором являлась общность административно-территориального устройства, единство духовной культуры, обрядов, традиций, характерного для них территориального говора. Общими для уршакских башкир были такие всенародные традиционные праздники, как йыйын и девичьи игры (љыґґар уйыны) и выход в гору (тауѓа сыѓыу). Йыйыны и девичьи игры обычно начинались в середине мая и, передаваясь по эстафете от одной деревни к другой, продолжались по выходным дням до конца июня. Первым этот праздник проводился в нашей деревне, т.е. ново-абдрахмановцы неизвестно с каких времен стали инициаторами организации этого весеннего празднества. Йыйын продолжался в течение всего дня, включал в себя такие обязательные виды соревнований, как борьба курэш, конские скачки и различные спортивные игры, а с вечера до самого рассвета молодежь водила хороводы вокруг костра (т‰њєрєк уйындары), пела и плясала. Под утро, как только начинало рассветать, хозяева праздника, взобравшись на тарантас или телегу в середине майдана, громко троекратно повторяли объявление о том, что, например, в следующий выходной йыйын будет проходить в Мурадыме. Мы, ребятня, проводили бессонную ночь с одним лишь желанием стать свидетелями такого торжественного завершения йыйына. В Мурадыме праздник завершался точно так же, и там эстафета передавалась в Турумбетово, из Турумбетово — в Кадыргулово, оттуда — в Хусаиново и так до низовьев реки, далекого от нас Мрясево. Причем йыйыны предназначались для более крупных деревень, а девичьи игры проводились в промежутках между йыйынами в более отдаленных от реки Уршак деревнях. 
Йыйыны и девичьи игры были плоть от плоти народными праздниками и, насколько я понимаю, организовывались независимо от властей. Аналогичная и, возможно, более сильная традиция проведения йыйынов существовала среди демских башкир — ближайших соплеменников меркит-минцев и уршак-минцев. Известно, что у демских башкир на ночных празд¬ничных кострах торжественно сжигались старые колеса от телег, а молодежь попарно — девушки и парни прыгали через огонь. И там, и здесь мои земляки с огромным упорством продолжали проводить их и в совет¬ские годы. Прер¬ванные в годы Великой Отечественной войны праздники были возобновлены в первые послевоенные годы. Мне еще мальчиком много раз посчастливилось оказаться в самой гуще таких праздников. На йыйыны съезжалось отовсюду несметное количество людей, при этом каждый дом принимал к себе гостей из ближних и отдаленных деревень. Таким образом возобновлялись забытые родственные связи. А на самих йыйынах и девичьих играх парни и девушки знакомились друг с другом, каждый, кто искал, мог найти здесь себе пару. Да, крепко были спаяны друг с другом меркит-минские и уршак-минские башкиры, и это стало одним из стимулов для сохранения ими своей самобытности. Однако описанная выше традиция сохранилась лишь до середины 1950-х годов. В хрущев¬ские времена йыйыны в республике фактически запретили, превратив их в колхозно-совхозные спортивные праздники, назвав «сабантуями», хотя настоящие сабантуи — праздники плуга в старину проводились накануне весенней пахоты. Здесь будет уместно вспомнить еще один забытый праздник — урактуй — праздник серпа, проводимый после окончания жатвы. Ее праздновали женщины, испекая блины из нового урожая. Нет слов, отрадно, что в последние десятилетия традиция проведения йыйынов в республике возродилась. Но, тем не менее, могу смело утверждать, что свои собственные, родовые йыйыны меркит-минских и уршак-минских, так же, как и демских башкир, имели присущую только им прелесть и своеобразие. И полагаю, что они сыграли немалую роль в их этническом самосохранении.
В заключение несколько слов о знаменитых людях рода меркит-минцев и деревни Мурадым. Мурадым, Ново-Абдрахманово и Турумбетово исстари славились в округе, прежде всего, своими батырами. Мурадымовские борцы не раз выходили победителями не только на местных и районных сабантуях, но и показывали высокие результаты на республиканских соревнованиях по национальной борьбе. Среди современных мастеров борьбы курэш известны имена Вакиля Ильясова (дер. Турумбетово), чемпиона России по этому виду спорта, не раз побеждавшего на сабантуях в столице республики Уфе, Раяна Мурзабаева (дер. Мурадым) и др. В 60—70-е годы прошлого века первенство по борьбе курэш на сабантуях в Альшеевском районе неизменно занимал Урал Шакуров (дер.Ново-Абдрахманово).
Меркит-минская земля дала башкирской культуре талантливых поэтов, писателей, ученых. Среди них следует назвать, прежде всего, Рашита Назарова, оставившего яркий след в башкирской поэзии второй половины XX века. В 2002—2005 годах издан двухтомник избранных произведений поэта, он был удостоен Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Государственных премий РБ имени Салавата Юлаева удостоены поэт, драматург и прозаик Газим Шафиков, который по отцу является также меркит-минцем, и ученый-фольклорист Фануза Надр¬шина, уроженка деревни Мурадым. Правительственная премия имени Шагита Худайбердина была вручена журналисту и поэтессе Флюзе Мурзабаевой. Мои земляки вправе гордиться именами знаменитого военного летчика Гали Ишмурзина, участника Великой Отечественной войны полковника Мухамета Смакова, государственного советника юстиции, следователя по особо важным делам Прокуратуры РФ Салавата Каримова и др. Многие выпускники Мурадымовской школы стали крупными специалистами, хозяйственными руководителями, учителями, врачами. Это инженеры-нефтяники Рафик Нугуманов, Амир Гадельшин, Тимерказык Бахтигареев, инженер-конструктор Урал Ямалов, предприниматель Марат Бахтиев, доктора и кандидаты наук Расима Мурзабаева, Луиза Киреева, Дамир Бахтигареев, инженер-геолог, государственный и хозяйственный деятель Альбина Кильдина, учителя Махтума Яхина, Марьям Мухаметшина и др. В районе хорошо известно имя талантливого поэта и музыканта Дамира Загитова, проживающего в деревне Игенсе (Кукказя) Михайловского сельсовета. Особая благодарность Салавату Амирхановичу Кильдину, который, будучи занятым ежедневной работой на высоком и ответственном посту, не забывает о нуждах своих земляков и готов по первому зову прийти им на помощь. Большой вклад в решение задач социального, хозяйственного и духовного развития Мурадыма и сельского поселения Михайловский сельский совет вносит глава муниципального района Аургазинский район Марат Ишемгулов, являющийся уроженцем деревни Турсагазы. 
Деревня Мурадым — одно из первых и древних поселений на земле славного рода меркит-мин, 600-летие со дня основания которой мы ныне отмечаем. Радостно сознавать, что Мурадым и мурадымовцы встречают этот знаменательный юбилей полные оптимизма и светлого чувства надежды на будущее.

П р и м е ч а н и я

1 В исторической литературе встречается двоякое написание этого этнонима — меркит, миркит и образованных от него наименований: Меркитская волость, Миркитская волость, Меркит-Минская волость, Миркит-Минская волость, и т.д.
2 Речь идет, скорее всего, не о реках Большой и Малый Иргиз, протекающих по современным Самарской и Саратовской областям России, а о реке Иргиз, впадающей в озеро Челкар в современном Казахстане. 
3 Ургазы — прежний, более достоверный, вариант наименования реки Аургазы, левого притока Уршака.

Рашит Шакур

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *